Меню сайта

Сведения о средствах обучения и воспитания

     Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. 
Развивающая предметно-пространственная  среда дошкольного учреждения строится в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
   Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Рекомендации  по формированию инфраструктуры дошкольных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования. Министерство просвещения РФ.

        Развивающая  предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.

        Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

       В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и отвечает  таким требованиям, как: содержательность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

критерии  активизация детской  деятельности фотоальбом    
насыщеность

● игровая, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

     
трансформируемость

предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

     
полифункциональность

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

     
вариативность

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

     
доступность

 ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

     
безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования      

Компоненты развивающей предметно-пространственная среды обеспечивают развитие детей по пяти образовательным областям. Развивающая предметно-пространственная среда групп учитывает возрастные, гендерные и индивидуальные особенности и потребности воспитанников и  обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.  Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ДОУ, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.                                                                                                                                                                                      Традиционно в группах оснащены следующие центры деятельности:

  • Игровой центр ( с учетом гендерной специфики);

  • Речевой центр;

  • Центр познавательной и исследовательской деятельности;

  • Литературный центр;

  • Уголок безопасности;

  • Центр науки и природы;

  • Сенсомоторный центр;

  • Центр изобразительной и творческой деятельности;

  • Уголок семьи;

  • Уголок трудовой деятельности;

  • Центр музыкальных игр;

  • Центр театрализации;

  • Уголок будущего школьника (в подготовительной группе);

  • Центр патриотического воспитания (в старшей и подготовительной группе);

  • Физкультурный уголок.                                                    

Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В настоящее время региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании.Предметно-развивающая среда, включает в себя элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о Ярославской  области, приобщению детей к культурному наследию народов, населяющих область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве ,об исторических событиях и фактах; о природе, о символах (герб, флаг, гимн), межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям.

Направления образовательной деятельности Помещения ДОУ и центры активности групп Содержание Фотоальбом

Физическое

развитие

Физкультурный зал Разнообразное спортивное оборудование позволяет организовывать в игры с уклоном регионального компонента. Картотека Русские народные игры».
Физкультурный уголок в группах ДОУ

Информация о спортивных сооружениях, клубах  Ярославля: «Локомотив», «Шинник», об Олимпийских чемпионах, спортсменах области и города Ярославля

Коваленко А., Подомацкий Е. - хоккей, Михайлов М - волейбол, Тарасов М. -легкая атлетика.

Оформлены фотоальбомы  «Наши дети - спортсмены».

Атрибуты к народным подвижным играм.
 

 Социально-коммуникативное

развитие

Уголок с/р игр

развитие игровой деятельности

Уголок ряженья (народные костюмы, костюмы сказочных животных, элементы костюмов парикмахера, врача, повара)

Патриотический уголок

 «Моя родина - Россия»

патриотическое воспитание

Государственные символы РФ (герб, флаг) и символика области.  

Портрет  президента РФ.

Географическая карта Росси

Открытки, фотографии, иллюстрации с изображением достопримечательностями г. Ярославля.

Аудио и видеозаписи о природе родного края.

Рисунки и поделки детей, посвященные родному краю.

Познавательное

  развитие

Краеведческий уголок

Информация об истории основания и основателя г. Ярославля – Ярославе Мудром, региональной символике.

Познавательный иллюстративный материал об исторических архитектурных объектах города, названиях улиц, парков.

 Информация о памятниках и памятных местах, участие и помощь народа в Великой отечественной войне.

Экологический уголок

Информация о природно-климатических особенностях Ярославского края.

Энциклопедический материал по экологическому  направлению.

(животные, птицы, растения, насекомые, природные объекты - река Волга, заповедники Ярославского края)

Аудио и видеозаписи о природе родного края.

Речевое развитие Центр книги

Информация о поэтах прославивших Ярославль – классики: А.Н. Некрасов, Ушинский, Салтыков-Щедрин, также о творчестве современных  детских писателей и поэтов - А. Орлова, Ю. Симбирская, М Смарагдова,  Е. Ласточкина.

Подборка литературы о природе, легендах родного края.

Художественно-эстетическое

развитие

Музыкальный зал

Аудиотека – «Народные мелодии»

Комплект народных костюмов.

Оформление зала к народным праздникам – Масленица, День березки, Новый год,  и др.
Изостудия

Выставка предметов народных промыслов России, Ярославского края – «Ярославская майолика», «Ростовская финифть».

Тематические выставки детских работ.

Серия книг «Сказки о художниках», из-во Белый город.
Центр изобразительного и конструктивного творчества

Образцы промыслов ДПИ центральных регионов России,

Иллюстрации с изображением деревьев, животных, птиц;

Репродукции картин русских художников, скульптура малых форм.