Страница обновлена 01.09.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД № 5" города Ярославля

Страница обновлена 01.09.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД № 5" города Ярославля

               

                       Помогите ребенку укрепить здоровье!

 

           В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
    Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.
    Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное воз-действие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании ДА принадлежит взрослым.
    Исследования медиков и педагогов выявили наличие взаимосвязи между показателями ДА, состоянием здоровья и поведением детей в течение дня, а также характером их двигательной деятельности. Были определены следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей: 8-12 тысяч движений в 3-4 года, 13-17,5 тысяч движений в 5-7 лет.
     Достижение такого уровня ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.
    Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.
    Для тренировки мышц плечевого пояса полезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т.д.
    Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими предметами.
    Использование физкультурных пособий в подвижных играх помогает развивать восприятие пространства и времени, ориентировку в окружающей среде: ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к себе.
    Участие в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей) и в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) требует от ребенка умения согласованно решать двигательные задачи и подчиняться определенным правилам.
    Физкультурные пособия углубляют интерес к различным упражнениям, особенно в необычных условиях (в лесу, тренажерном зале, на спортивной площадке), что благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.
Рациональные подбор и размещение физкультурного оборудования создают также благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов ребенка, который получает возможность самостоятельно выбирать интересные для него движения, ощущая себя комфортно среди различных предметов.
    Одним из важных требований к отбору оборудования является безопасность его использования – устойчивость и прочность. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма желательно иметь гимнастический мат. В комплекты оборудования советуем включать разные по величине предметы: крупногабаритные (гимнастическая лестница, мягкие модули, детские мини-стадионы) и мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.д.). При создании физкультурно-игровой среды также старайтесь учитывать возрастные и индивидуальные особенности вашего ребенка, а также его интересы.
    Для ребенка 4-7 лет советуем приобрести спортивно-игровой комплекс («Крепыш», «Забава») или самим оборудовать физкультурный уголок и постепенно дополнять его разными пособиями.
    На комплексе можно выполнять самые разнообразные движения: лазанье по канату, подвесной лестнице; висы на перекладине, кольцах; качание на качелях и вертикальных лианах; удерживание равновесия на наклонной лесенке. При этом занятия могут носить сюжетно-игровой характер: «Поездка на парусном корабле», «Кругосветное путешествие», «Мы – спортсмены» и т.д. Это привлекает детей, создает у них положительный эмоциональный настрой, в результате чего они постепенно овладевают новыми и более сложными видами движений.
    По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребенка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения. Так, целесообразно приобрести пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Дома желательно иметь несколько мягких модулей: бум напольный, валик «Змейка» – для упражнений в ходьбе, беге и равновесии; полукольцо (дуга) – для подлезания. Одним из самых увлекательных пособий для дошкольников является гимнастическая лестница. На нее можно прикрепить скат с бортиками (по нему ребенок сможет катать мяч); подвесить корзину и мишень для забрасывания мяча и метания предметов. Если перекладины лесенки съемные, то к верхней можно прикрепить веревочную лестницу, канат, качели. Дома необходимо иметь мелкие физкультурные пособия: различные мячи (резиновые, теннисные, мяч-шар, мяч-массажер, набивной мяч весом 0,5-1 кг), обруч, гимнастическую палку, шнур. Известно, что дети любят бросать и ловить мяч, прокатывать утяжеленный мяч. Точность совершенствуется в упражнениях с прокатыванием мяча в цель (кегля, кубик), которые являются более результативными, если выполняются одной рукой.
    Хорошо учить ребенка катать обруч: перед началом движения ребенок ставит обруч ребром на пол, затем, придерживая его одной рукой сверху, другой снизу подталкивает его вперед. Учите правильно бросать мяч из-за головы двумя руками: руки над головой чуть согнуты, локти вперед, пальцы разведены и обхватывают мяч.
   Надежным средством профилактики гиподинамии у детей 5-7 лет являются тренажеры. Кроме того, они способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, сила и общая выносливость. Велотренажер используют для укрепления мышц ног и развития выносливости; брусья – для укрепления мышц рук и брюшного пресса; скамью наклонную – для тренировки мышц брюшного пресса; тягу – для укрепления мышц рук и плечевого пояса, туловища.
    Родителям необходимо осуществлять постоянный контроль за физической нагрузкой ребенка на тренажерах: в 5-7 лет он может непрерывно заниматься на одном из тренажеров не более одной минуты, а затем должен отдыхать в течение одной минуты. Общая продолжительность занятий на одном тренажере должна составлять не более пяти минут, включая отдых.
    Занятия на тренажерах могут носить сюжетно-игровой характер: «Гонки велосипедистов», «Скачки на лошадях», «Полет в космос». Общая продолжительность занятий на детских тренажерах составляет от 15 до 20 минут. Это зависит от состояния здоровья ребенка, уровня его функциональных возможностей, эмоционального настроя.
    Внимание! Во время занятий на тренажерах необходимо наблюдать за состоянием ребенка. При возникновении внешних признаков утомления (резкое покраснение лица, повышенная потливость, учащенное дыхание) следует предложить ребенку выполнить спокойное упражнение с подниманием рук, глубоким вдохом V выдохом или поиграть в спокойную игру «Найди предмет» (взрослый прячет какой-либо предмет в комнате – ребенок его ищет).
    Детский эспандер – для развития мышц плечевого пояса; диск «Здоровье» – для укрепления мышц туловища и ног; гантели и гири – для укрепления рук и плечевого пояса; массажеры «Колибри» – для профилактики плоскостопия и массаже ступней ног; мяч-массажер – для массажа разных частей тела; резиновые кольца – для раз-вития и укрепления кистей рук; гимнастические ролики – для развития координации; большие гимнастические мячи – для развития гибкости позвоночника и координации движений. С ними хорошо выполнять разные комплексы общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике и после дневного сна.
    Старшие дошкольники способны быстро запоминать последовательность упражнений, их элементы. В течение недели можно повторять один и тот же комплекс, затем ребенок начнет самостоятельно выполнять его, проявляя интерес и к самому процессу, к своим достижениям. Он начинает сравнивать свои показатели с результатами сестер, братьев, стремится к самосовершенствованию. Постепенно у ребенка вырабатывается потребность в ежедневных занятиях физической культурой.
    У гиперактивных детей отмечаются синдром дефицита внимания (не могут сосредоточенно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания различного характера), агрессивность и конфликтность (разрушают детские постройки, вносят хаос в игры сверстников). Гиперактивным детям свойственны двигательная расторможенность, неорганизованность, суетливость, импульсивность, вспыльчивость, изменчивость настроения. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. У некоторых наблюдаются неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
    Психомоторное воспитание таких детей должно быть направлено на нивелирование нарушений двигательной координации, а также улучшение показателей психических процессов и моторной сферы. Помогите ребенку, дайте ему возможность развить чувство самоконтроля: используйте игры и упражнения средней и низкой интенсивности, которые способствуют удовлетворению биологической потребности в движении и развитию концентрации внимания.
    Гиперактивным детям 5-7 лет необходимо давать задания на развитие глазомера, силы и точности броска: прокатывание обруча и мяча в воротики, метание разных предметов в цель (щит, корзина) с расстояния от 3 до 6 м, бросание набивного мяча (весом 1 кг) из-за головы из разных исходных положений (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях), прокатывание мяча одной рукой между предметами. Советуем играть с ними в городки, серсо, кольцеброс, бадминтон, футбол, хоккей, теннис.
    Для гиперактивных детей полезны также игровые упражнения, направленные на развитие координации: ходьба по узкой рейке, шнуру, наклонной доске, прямо и боком, приседая и делая повороты, ходьба с закрытыми глазами, стояние на одной ноге – «ласточка», балансирование на большом мяче.
    Не меньшее беспокойство у родителей вызывают малоподвижные дети с низкой двигательной активностью и небольшой выносливостью. Они, как правило, часто болеют и имеют некоторые морфо-функциональные отклонения. У них отмечается значительное отставание от возрастных нормативов в показателях развития основных видов движения (в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, лазанье).
    Малоподвижные дети не уверены в себе и отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных играх. Им присуща однообразная, мало интенсивная деятельность с преобладанием статического компонента.
    У большинства отмечаются инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со своими сверстниками.
    Если ваш ребенок относится к этой группе детей, то с ним следует как можно чаще играть, общаться, постепенно вовлекая его в более активную деятельность. Необходимо создавать условия, помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои возможности. Для этого предлагайте игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой.
    Эффективным средством развития выносливости у детей 5-7 лет является бег на воздухе в среднем темпе. Такие пробежки желательно осуществлять вместе с ребенком, чтобы он научился бегать в среднем темпе (2,5 м/сек.) без остановок на расстояние от 200 до 500 м (дистанция должна постепенно увеличиваться).
Запомните несколько правил:
   –  бег должен доставлять ребенку удовольствие и «мышечную радость»;,
   – важно постепенно вырабатывать у ребенка чувство скорости, регулировать темп в процессе совместных пробежек;
   –  после бега следует проводить упражнения на восстановление дыхания;
   –  желательно не прекращать пробежки зимой (при температуре не ниже минус 10° С), но при этом сокращать длину беговой дорожки (не более 200 м) и следить за тем, чтобы одежда соответствовала погодным условиям.
    Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости.
    «Прыгни и повернись»   Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делает резкий поворот прыжком вокруг себя.
    «Быстро переложи мяч»  Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
    «Ударь и догони» Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет в руки и бегом возвращается на место.
    «Проведи мяч»  По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.
    «Волчок» Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и, отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.
    «Догони обруч» Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.
    «Юла» Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит обруч.
    «Удочка» Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает через веревку, стараясь не коснуться ее.
    Эти игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка, укрепляют его веру в свои силы и возможности.
(М.Рунова
кандидат пед наук,
 вед. научный сотрудник Института
 общего образования
 Мин. образования РФ)
  
 Закаливание 
 
 
  - комплекс оздоровительных мероприятий направленных на повышение устойчивости, защитных сил организма  к неблагоприятным факторам (температура, стресс) путем тренировки механизмов терморегуляции.
    Терморегуляция непосредственным образом связана с иммунной системой. Исключение работы механизмов терморегуляции приводит к снижению активности иммунной системы, к болезни.
    Физиологи установили, что температура выше  20 – 22 °С исключает работу механизмов терморегуляции.
    В процессе закаливания происходит глубокая перестройка во многих органах и системах. Изменяется частота дыхания, пульса, артериального давления. Это ведет к повышению уровня обменных процессов. Улучшается  состояние эндокринной системы и состояние нервно-психической сферы. Поэтому закаливание имеет и оздоровительный и нервно-психологический эффект.
    Систематическое закаливание с раннего возраста обеспечивает нормальное физическое и общее развитие, формирует полезные привычки и активное отношение к собственному здоровью.
Средства закаливания
    Средствами закаливания в основном являются естественные  силы природы:
    Солнце –  в солнечном спектре различают ультрафиолетовые, инфракрасные, световые лучи. Наиболее полезны ультрафиолетовые.  Они обладают бактерицидными свойствами. Благодаря им в организме вырабатывается витамин Д, способствующий нормальному костному развитию. Активизируется витамины А, В, Е. Улучшается деятельность эндокринной системы, повышается выносливость физическая и умственная. Снижается вероятность простудных заболеваний. Это происходит при оптимальном дозировании длительности пребывания на солнце и временном периоде.
    Воздух – свежий, чистый воздух оказывает положительное влияние на все функции организма, но особенно на состояние нервной системы. Чем младше ребенок, тем  больше его организм чувствителен к недостатку кислорода. Большое значение имеют выезды в скверы, парки, леса.
    Вода – холодная вода повышает тонус организма, а теплая успокаивает, расслабляет. Специалистами по биоэнергетике установлено, что холодный душ (от 3 до 15 секунд) дает положительную биоэнергетику, по своему физиологическому эффекту это приравнено к 20 минутам физических упражнений.
     Первое требование – обеспечение свежим воздухом, рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка, способствующее поддержанию нормального  теплового состояния.
    Закаливание на свежем воздухе проводится во время  утренней гимнастики, прогулок, физкультурных занятий.
       Хождение босиком:
    По гравию, траве, песку.
    Начинать в солнечные дни, увеличивая время с 2 до 10-12 минут.
    В помещении в любой сезон по дорожке до кровати. Возможно проведение утренней зарядки в помещении с паркетным или ковровым полом сначала в носках, потом босиком.
    Водные процедуры:
    Утренние умывания, растирания, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, игры с водой, под  душем, плавание в бассейне.
     Температура воды различна: при гигиенических процедурах и общем воздействии должна быть относительно теплой, при местном – прохладной или холодной.
    Полоскание рта и горла – кипяченой водой комнатной температуры (массаж слизистых оболочек рта, миндалин, задней стенки глотки, вымывание остатков пищи, улучшение реакции местной сосудистой сети).
    В 3 – 4 года – полоскание рта;
    В 4 – 5 лет – полоскание горла (регулярно, 1/3 стакана воды 2 раза в сутки)
    Обливание ног – кратковременное интенсивное воздействие холодом при местном закаливании при кратковременном сильном раздражителе.  Контрастное обливание ног водой холодной и теплой в чередовании.
    Водные закаливания не проводятся с детьми с хроническими заболеваниями почек, органов дыхания, носоглотки, при повышенной чувствительности к холоду.
    Закаливание должно быть постоянно, во все сезоны, в детском саду и дома в комплексе. Перерывы более 2 – 3 недель повышают чувствительность организма к охлаждению.
   Дети младшего возраста: гимнастика, которая включает ходьбу босиком, по ребристые дорожкам,  коврикам. Вначале дети ходят в носочках 4 – 5 дней. Через 4 – 5 дней босиком 3 минуты Время процедуры увеличивается каждый день на 1 минуту, доводя до 15 минут.
    Полоскание рта (t воды от 32 доводится до комнатной) 2 раза в день после еды. Из них 1 раз с солью (на 1 литр воды 1 ч.л.). Обширное умывание: начиная с ладоней, предплечья до локтя, лицо, шея.
Дети среднего дошкольного возраста:    сухое обтирание варежкой. Дети обтирают  снизу верх руки, далее круговыми движениями грудь, спину.
«Если хочешь быть
здоров – закаляйся
                                    И холодную водою обтирайся».
                                      «Солнце, воздух и вода –
                                        Наши лучшие друзья»
Днём.  Гимнастика после сна. Упражнения в постели 3 – 4 , по времени 2 -3 минуты. Перебежки из тёплой в холодную комнату 6 раз по 1 – 1,5 мин в каждой (t воздуха в холодном помещении + 16, в тёплом + 21 – 24). В холодном помещении дети бегают, а в тёплом  – разные виды ходьбы, подвижные игры со словесным сопровождением, на развитие воображения и т.д. Вся  процедура занимает 12 – 15 минут.
С 4,5 лет вводится полоскание горла 2 раза в день (t воды от 32 доводится до комнатной) после еды. Из них 1 раз с солью (на 1 литр воды 1 ч.л.). Обширное умывание.
Дети старшего дошкольного возраста: сухое обтирание варежкой. Дети обтирают снизу верх руки, далее круговыми движениями грудь, спину. Затем влажное обтирание. Температура воды снижается через 3 дня на 1 градус, начиная от 36 до 28 (24).
«Если хочешь быть здоров – закаляйся
                                    И холодную водою обтирайся».
                                  «Солнце, воздух и вода –
                                    Наши лучшие друзья»
Днём.  Гимнастика после сна, полоскание горла как в среднем возрасте.
    (Методика специального вида
 закаливания  из парциальной
программы «Здоровый дошкольник»
профессора Ю.Ф. Змановского)
 
 
 Причины ухудшения здоровья детей
 
 
 
20%
       -  экология, загрязнения почвы, воды, воздуха;
       – природно-климатические условия;
       – резкая смена атмосферного давления;
       – повышенное магнитное излучение.
 
20%
       – наследственные факторы, генетическая предрасположенность;
       – характер внутриутробного развития;
       – протекание родов.
10%
      – уровень развития медицины и здравоохранения.
 
 
 
 
50%
      - условия и образ жизни:
       - гипокинезия (дефицит дви­гательной активности);
       - неправильное питание;
       - существенный рост интел­лектуальной нагрузки и высо­кий объем вредной информа­ции;
       - сокращение времени пре­бывания на открытом воздухе;
       - нарушение биологических ритмов;
        - обедненная сенсорная среда;
        - влияние лекарственных пре­паратов;
        - влияние компьютерных тех­нологий обучения и компью­терных игр;