
Сведения о средствах обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения строится в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и отвечает таким требованиям, как: содержательность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
критерии | активизация детской деятельности | фотоальбом | ||
насыщеность |
● игровая, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; ● возможность самовыражения детей. |
|||
трансформируемость |
предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. |
|||
полифункциональность |
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; ● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. |
|||
вариативность |
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. |
|||
доступность |
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. |
|||
безопасность | предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования |
Компоненты развивающей предметно-пространственная среды обеспечивают развитие детей по пяти образовательным областям. Развивающая предметно-пространственная среда групп учитывает возрастные, гендерные и индивидуальные особенности и потребности воспитанников и обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ДОУ, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Традиционно в группах оснащены следующие центры деятельности:
-
Игровой центр ( с учетом гендерной специфики);
-
Речевой центр;
-
Центр познавательной и исследовательской деятельности;
-
Литературный центр;
-
Уголок безопасности;
-
Центр науки и природы;
-
Сенсомоторный центр;
-
Центр изобразительной и творческой деятельности;
-
Уголок семьи;
-
Уголок трудовой деятельности;
-
Центр музыкальных игр;
-
Центр театрализации;
-
Уголок будущего школьника (в подготовительной группе);
-
Центр патриотического воспитания (в старшей и подготовительной группе);
-
Физкультурный уголок.
Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В настоящее время региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании.Предметно-развивающая среда, включает в себя элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о Ярославской области, приобщению детей к культурному наследию народов, населяющих область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве ,об исторических событиях и фактах; о природе, о символах (герб, флаг, гимн), межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям.
Направления образовательной деятельности | Помещения ДОУ и центры активности групп | Содержание | Фотоальбом |
Физическое развитие |
Физкультурный зал | Разнообразное спортивное оборудование позволяет организовывать в игры с уклоном регионального компонента. Картотека Русские народные игры». | |
Физкультурный уголок в группах ДОУ |
Информация о спортивных сооружениях, клубах Ярославля: «Локомотив», «Шинник», об Олимпийских чемпионах, спортсменах области и города Ярославля Коваленко А., Подомацкий Е. - хоккей, Михайлов М - волейбол, Тарасов М. -легкая атлетика. Оформлены фотоальбомы «Наши дети - спортсмены». Атрибуты к народным подвижным играм. |
||
Социально-коммуникативное развитие |
Уголок с/р игр развитие игровой деятельности |
Уголок ряженья (народные костюмы, костюмы сказочных животных, элементы костюмов парикмахера, врача, повара) | |
Патриотический уголок «Моя родина - Россия» патриотическое воспитание |
Государственные символы РФ (герб, флаг) и символика области. Портрет президента РФ. Географическая карта Росси Открытки, фотографии, иллюстрации с изображением достопримечательностями г. Ярославля. Аудио и видеозаписи о природе родного края. Рисунки и поделки детей, посвященные родному краю. |
|
|
Познавательное развитие |
Краеведческий уголок |
Информация об истории основания и основателя г. Ярославля – Ярославе Мудром, региональной символике. Познавательный иллюстративный материал об исторических архитектурных объектах города, названиях улиц, парков. Информация о памятниках и памятных местах, участие и помощь народа в Великой отечественной войне. |
|
Экологический уголок |
Информация о природно-климатических особенностях Ярославского края. Энциклопедический материал по экологическому направлению. (животные, птицы, растения, насекомые, природные объекты - река Волга, заповедники Ярославского края) Аудио и видеозаписи о природе родного края. |
|
|
Речевое развитие | Центр книги |
Информация о поэтах прославивших Ярославль – классики: А.Н. Некрасов, Ушинский, Салтыков-Щедрин, также о творчестве современных детских писателей и поэтов - А. Орлова, Ю. Симбирская, М Смарагдова, Е. Ласточкина. Подборка литературы о природе, легендах родного края. |
![]() |
Художественно-эстетическое развитие |
Музыкальный зал |
Аудиотека – «Народные мелодии» Комплект народных костюмов. Оформление зала к народным праздникам – Масленица, День березки, Новый год, и др. |
![]() |
Изостудия |
Выставка предметов народных промыслов России, Ярославского края – «Ярославская майолика», «Ростовская финифть». Тематические выставки детских работ. Серия книг «Сказки о художниках», из-во Белый город. |
||
Центр изобразительного и конструктивного творчества |
Образцы промыслов ДПИ центральных регионов России, Иллюстрации с изображением деревьев, животных, птиц; Репродукции картин русских художников, скульптура малых форм. |
![]() |