Страница обновлена 18.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД № 5" города Ярославля

Страница обновлена 18.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД № 5" города Ярославля
            
                         Да здравствует игра!
 
 
 
Мы растим, воспитываем, учим своих детей – и порою очень  устаём от таких серьёзностей и ответственностей. Если это – про вас, попробуйте сделать наоборот. Не учите детей жить. Позвольте себе однажды поучиться у собственного ребёнка.
Дети обладают двумя потрясающими свойствами:
·         они умеют жить здесь и сейчас
·         умеют жить играя.
Игра для дошколёнка – это и средство познания мира, и разные роли, освободиться от напряжения. Игра – это, фактически, образ его жизни.
Игра как способ познания мира и себя.
В дошкольном возрасте, больше, чем в любом другом, дети готовы «живо и жадно» учиться. Учиться – это ведь не обязательно сидеть за партой или отвечать у доски. Дети учатся играя. Игра – это ведущий вид деятельности дошколят. Это не просто приятное времяпрепровождение, это их естественная потребность.
Учимся играя.
  Почему бы в «скучном» месте не воспользоваться их желанием играть и учиться – когда вы с ребёнком стоите в очереди и он весь искрутился или тихонько поскуливает? Или едете в автомобиле, гуляете по городу, занимаетесь домашними делами? Нам можно не напрягаться и бесконечно не одёргивать скучающего ребёнка. А поиграть, и поучить, и к школе подготовить.
Например, вы можете помочь разобраться в причинно-следственных отношениях.
 Игра «Что сначала, что потом».
Она развивает наблюдательность и поможет ребёнку разобраться в причинно-следственных отношениях. И просто – это весело. А чувство юмора ещё никому не помешало.
 Играют так:
ВЫ говорите: «Сначала… просыпаемся». Ребёнок добавляет: «А потом… умываемся».
«Сначала выпадает снег»… «Потом.. катаемся на лыжах».
Попробуйте перевернуть фразу и как следует посмеяться. (Если ребёнок не понял, поясните, что бывает, что не бывает и что из чего вытекает.)
Шутки приветствуются.
Ребёнок говорит, например: «Сначала наливаем воду». Вы подхватываете: «Потом… разбиваем чашку…»
Это – только идея, а вариантов может быть множество.
 Игра «До и после».
Говорите предложение, где происходит какое-то действие, а ребёнок должен сказать, что происходит до и после этого события.
Например, почему Арина взяла в руки лейку?
Можно придумать различные варианты игры (на ориентацию в пространстве: справа, слева, вверху; во времени: вчера, сегодня и т. п.)
Игра «Зачем нужна вода» (когда вы на кухне).
Ставите около ребёнка большую кастрюлю с водой, банку с широким горлышком и небольшую кружку. Спрашиваете: «Зачем нужна вода?» Ребёнок отвечает, например: «Вода нужна, чтобы варить суп». Зачерпывает полную кружку воды из кастрюли и выливает в банку. И так далее, перечисляя, он наливает воду в кастрюлю. Узнаёт, где используется вода, как она важна.
 Игра «По приметам»
Игра на классификацию и обобщение, рифмы, наблюдательность (играть можно сразу с несколькими детьми).
·          Тот, кто любит есть бананы, Пусть поднимется с дивана. (Тот, кто любит, — выполняет.)
·          Тот, кто любит кушать груши, Пусть потрёт скорее уши.
·          Кто весёлый ученик, Тот покажет мне язык.
Игра «Стекло»
Развивает коммуникативные способности.
Игра в парах. Игроки садятся напротив друг друга. Надо представить, что между ними толстое стекло. Друг другу невербально (мимикой, жестами, без слов) передают информацию.
На улице холодно, ты забыл надеть шапку.
Иди домой — уже поздно.
Скоро очень интересные мультфильмы.
Скоро обед, иди кушать.
Вынеси мне стакан воды.
Игра «Веселые клоуны»
Развивает мимику, чувство симпатии.
Участники разбиваются на пары. «Веселый клоун» пытается рассмешить «несмиянок». Используется мимика, жесты, интонации, затем они меняются ролями.
                                                                                   Когда поможет игра?
 
  Профилактические меры. Можно, например, перед визитом к врачу поиграть с ребёнком в доктора и пациента. Особенно если ребёнок вообще боится белых халатов или ему назначены новые процедуры. Больше всего дети (да и взрослые тоже) боятся неизвестности: ребёнок не знает, что в этот раз с ним будут там делать.
  Освобождение от стресса. Если ребёнок чем-то напуган (и вы знаете чем), несколько дней подряд играйте с ним в то, что его так потрясло. Так, дети часто рассказывают друг другу всяческие страшилки. Если кто-то из приятелей во дворе или детском саду напугал вашего ребёнка историей про чёрную руку или, например, чудовище, которое заглядывает вокна и утаскивает детей, — поиграйте в то, как вы побеждаете такого монстра. Из страшного чудище превратите в смешного, глупого, попадающего в нелепые ситуации.
Такое проигрывание помогает выразить (вылить из себя) свои чувства и избавиться от кошмаров.
  Культура поведения. Например, вежливые продавец и покупатель (вы и ребёнок). Или, например, в магазин приходит невоспитанная лошадка и требует себе сена. Малыш учит её, как надо покупать, продавать, общаться правильно…
Эти игры-шутки помогут и вам, и ребёнку, когда он вышел из себя и никак не желает возвращаться обратно.
Ваш ребёнок явно не в духе, и вы не понимаете почему. Понять причину плохого настроения – это главный шаг к устранению «сердитой» проблемы. Но в том-то и беда, что дети не любят (а чаще всего – не могут) выявить, а уж тем более объяснить нам, «что случилось», «что с тобой», «почему ты…». Это только кажется, что причина детской вредности и капризов лежит на поверхности (не купили игрушку, получил двойку,
хотел шоколадку, а налили суп и т. п.). На самом деле за внешней причиной стоит другая, и она куда глубже и важнее.
Потому лучше всего оставить его в покое. И никаких мер принимать не надо. Кроме одной. Играть. В игре вы не просто родитель, вы ещё и друг, союзник, единомышленник, тот, кому можно доверять.
Игра «Упрямый бычок».
Когда ребёнок вредничает или просто сопротивляется, подойдите к нему и легонько бодните его. Потом ещё и ещё… Он обязательно ответит вам тем же. Теперь два бычка могут не просто пободаться, а ещё и покувыркаться «в траве» и поскакать.
Дети любят, когда их трогают, хотя те, кто постарше, упрямо не сознаются в этом. Ну и пусть.
Зато они почувствуют, как с вами хорошо.
Игра «Зеркальное отражение».
Повторяйте все жесты вашего ребёнка. Он смотрит исподлобья – вы  тоже, он почесал ухо – вы тоже, он топнул ногой – топайте и вы. Копируйте его выражение лица, его сердитое сопенье и т. п. Как только он начнёт пародировать вас, удвойте старания.
Нам легче идти на контакт, когда у нас есть что-то общее. Даже если это всего лишь забавные жесты.
Игра «Два сердитых козлёнка».
«Встретились на лугу два сердитых козлёнка и стали разговаривать…» Как? Конечно, говорить «ме-е-е» да «ме-е-е».
Вы можете выразить массу эмоций. Вот и выражайте. Поругайтесь, поспорьте, помиритесь, поговорите…
Да и пободаться тоже неплохо. Непременно захочется потом порезвиться и поскакать.
Игра «Под водой».
Под водой говорить нелепо: всё равно ничего не услышишь. Объясняйтесь при помощи жестов и мимики. Ну-с, как вы скажете, например: «Пора, рыбка моя, делать уроки»?
Возможно, вы оба поймёте, что и без слов можно слышать друг друга. Если, конечно, захотеть.
Дети – народец действия. Вот и действуйте: ему на радость, себе на перемирие.
Литературные источники:
 Некрасова 3., Некрасова Н. «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти» — М.: ООО Издательский дом «София»,2006 г.
 Баркан А. И. «Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка» — М.: Дрофа-Плюс,2004 г.
(материал подготовила Бакерина Е.В.)