Страница обновлена 21.01.2021
Медицинская страничка
 
В  нашем детском саду воспитывается  детей в возрасте от 0 до 7 лет. Внимательный и заботливый медицинский персонал следит за здоровьем и развитием малышей.
 
Медицинское обслуживание в детском учреждении осуществляется командой квалифицированных специалистов:
 
врачом – педиатром  детской городской поликлиники №2 – Гаврилычевой  Анной Юрьевной (первая квалификационная категория);
медицинской сестрой –  Шишкиной Татьяной Владимировной;
медицинской сестрой по массажу – Сарычевой Еленой Вячеславовной.
 
Обеспечены условия для осуществления медицинской работы:
 
медицинский блок, оборудованный всем необходимым: процедурная комната, изолятор, кабинет врача.
 
Основными направлениями деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников являются:
 
- медицинское обслуживание детей;
- проведение углубленных осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий;
- контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий, регламента учебных занятий, режима дня;
-организация и обеспечение полноценного питания воспитанников;
-совершенствование физического воспитания детей;
-консультирование педагогов и родителей по вопросам укрепления здоровья, социальной адаптации детей.
 
«Здоровье начинается со стопы»
 
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят, начиная с пятилетнего возраста.
 
Повторим, что наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.      
       
Форма стопы влияет также на состояние осанки позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее  снижение свода стопы-справа  или слева-приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза. 
   
Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы  с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
   
Т. о., стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять, профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.
   
Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья ( частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).
 
Какой же должна быть обувь для дошкольника?
 
1). Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность обуви в носовой части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние-могут появиться потертости, мозоли.   
 
2). Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25о.
 
Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.
 
Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.
 
3). Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределении нагрузки на различные отделы стопы, ее расположение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается на счет перераспределения нагрузки с увеличении ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной-это приводит к снижению поперечного свода и формированию поочередного плоскостопия.   
   
Итак, высота каблука не должна превышать 5-10мм, Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.
 
4). В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонению наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).
 
5). Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носовой части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев. 
 
6). Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивает также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.
 
7). Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы ведет к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плоскостопия.
 
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носовой частью); иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носовую часть и крепления для прочной фиксации стопы.
   
Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена.
 
Следует отметить, что решить проблему профилактической сменной обуви в полной мере пока не удается. Основная причина связана с материальными затруднениями семей. Однако родители понимают важность этой проблемы для формирования здоровья своих детей. Два года назад, когда начиналась совместная работа педагогов, родителей и медиков в рамках экспериментальной площадки, количество детей, обувь которой соответствовала всем гигиеническим требованиям, было не более 10%.              
 
В настоящее время, после проведения соответствующей разъяснительной работы и решения организационных вопросов целенаправленного обеспечения дошкольников сменной обувью, таких детей стало значительно больше-от 50 до 80%. Чрезвычайно важна роль администрации ДОУ.
 
В тех детских садах, где этому уделяют постоянное внимание, проблема обеспечения детей профилактической сменной обуви постепенно снимается  и, как результат, отмечается положительная динамика в состоянии опорно-двигательного аппарата детей.
 
Контроль за сменной обувью осуществляется воспитателями путем оценки соответствия обуви каждого ребенка гигиеническим требованиям и заполнения соответствующих карт мониторинга в начале учебного года.  
 
В конце года на одном из заключительных родительских собраний родителям напоминают о том, что, собирая ребенка в детский сад, особое внимание необходимо обратить на сменную обувь с точки зрения ее соответствия требованиям профилактической обуви.
   
Нарушением гигиенических требований к обуви является использование летних туфель без фиксированного задника с открытой носовой частью, домашних тапочек с мягким задником без крепления (ремешка) для достаточной фиксации стопы, а также использование старой, изношенной, порой не соответствующей размеру и форме стопы обуви, длительное пребывание в которой может принести непоправимый вред здоровью ребенка.
 
Ведь стопа каждого человека индивидуальна.
    
Говоря о сменной обуви дошкольников, следует несколько слов сказать о сменной обуви воспитателей. Проблемной обувью считаются туфли на высоком каблуке. Почему? Во-первых, в таком положении икроножные мышцы находятся в состоянии сокращения. Длительное использование туфель на высоком каблуке приводит к укорочению этих мышц. Попытка снять туфли сопровождается, как правило, болью. Во-вторых, значительно возрастает нагрузка на передний отдел стопы. Уплощается поперечный свод.                 
 
Формируется болевой синдром в основании второго и третьего пальцев, а первый палец отклоняется наружу-в сторону от других пальцев. При этом со временем формируется опухолевидное разрастание-так называемые косточки, которые способствуют дальнейшей деформации стопы, ее суставов.
   
Профилактика перечисленных деформаций включает рациональное чередование обуви на высоком и низком каблуке; ежедневные гигиенические ванночки для ног с использованием эфирных масел сосны, пихты, эвкалипта, лаванды и морской соли; расслабляющий массаж мышц голени и стопы; босохождение по мягкой поверхности; гимнастика для мышц голени и стоп с включением физических упражнений на их растяжение и повышение эластичности мышечно-сухожильного и связочного аппарата стопы.
   
Стельки необходимо использовать только при выраженных деформациях стопы. Они должны быть строго индивидуальны, т.е. соответствовать рельефу подошвенной части стопы. В остальных же случаях, а их большинство, достаточно выполнять гигиенические требования, направленные на укрепление всего организма, профилактику простудных заболеваний, гиподинамии, обострений хронических болезней, а также правильно питаться, использовать рациональную обувь, укреплять мышцы и связки посредством выполнения корригирующих физических упражнений.
   
Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, а также использование тренажеров для стоп, в том числе гидромассажных ванночках.
 
«Развиваем ручки»
 
Несколько простых игр помогут Вам интересно провести время и развить мелкую моторику ребенка.
·        «Работаем ложкой». Сделать мышцы рук малыша умелыми поможет домашняя утварь. Например, деревянные ложки. Покажите, как с помощью их можно перекладывать крупу из одной мисочки в другую. Ребенок с удовольствием станет переливать ложкой водичку из чашки в чашку, а также «кормить» игрушечного мишку.
·        «Открой сюрприз». Ваш малыш любопытен? Заверните в бумагу или в яркий пакет любую игрушку. Заинтересуйте его свертком, спросите: «А что там?», потом совместными усилиями распакуйте сюрприз. Сделайте новый и предложите малышу самостоятельно развернуть его.
 
·        «Мышка-норушка». Найдите бутылочку с широким горлышком, положите туда фасолинку и скажите: «Мышка-норушка фасолинку берет, в норку кладет!» Пусть ребенок самостоятельно складывает мелкие предметы в бутылочку.
 
·        «Рисование без красок». Насыпьте сухую манку на яркий поднос или стол. Возьмите указательный пальчик ребенка и «рисуйте». Каждую картинку сопровождайте комментарием.
 
·        «Карандаши». После года ваш ребенок будет использовать карандаши по назначению, а пока рассыпьте коробку незаточенных  карандашей на коврике, рядом поставьте большой стакан. Покажите, как интересно собирать карандаши в стакан. В будущем можно собирать их в коробку.
 
·        «Волшебный шарик». Приготовьте соленое тело, слепите из него шарик, прижмите его ладонью, и на глазах у ребенка шарик превратился в лепешку. Дайте малышу самостоятельности – пусть сам делает такие лепешки.
 
·        «Пирожки с начинкой». Слепите большую лепешку, поместите в центр маленькую игрушку и соедините края. Малыш с интересом будет разворачивать чудесный пирожок в поисках игрушки. Слепите сразу несколько пирожков, ребенок должен угадать что спрятано внутри. Это хорошее задание для развития зрительной памяти.
 
·        «Макаронная мозаика». Раскатайте тонкое тесто, используя различные крупы, горох, фасоль, макаронные изделия, создайте вместе с ребенком яркий рисунок на тесте, пусть малыш вдавливает крупы в тесто, тренируя «пинцетный захват».
 
·        «Домик для спичек». Покажите, как спички вставляются в дырочки дуршлага. Придумайте историю, что это домик для спичек, скоро начнется дождь, и они торопятся домой, надо им помочь.
 
·        «Ежик». Слепите из теста тело ежика, предложите ребенку вставить иголки (спички или семечки). Расскажите, зачем ежику иголки.
 
·        «Бусы принцессы». Шнурки и макароны с широкими отверстиями можно использовать для изготовления бус макаронной принцессы. Научите малыша делать красивые бусы, результат будет для него наградой.
 
·        «Тактильные игры». Найдите дома несколько лоскутов ткани, различных по текстуре и цвету, также несколько бумажных отрезков. Это могут быть: мех, шелк, бархат, махра, кожа, замша; «хрустящий пакет», салфетка, картон, конфетные обертки. Научите ребенка тактильно исследовать эти материалы, доставать их из шкатулки или коробочки, складывать обратно. Эти манипуляции помогут малышу развить тактильное осязание рук.                                  

 

                                    Интересных Вам игр! 

 

Рецепт соленого теста.  1 стакан муки, ½ стакана соли, ¼ стакана воды и чуть-чуть растительного масла для эластичности. Замесите тесто. Полученную массу можно в полиэтиленовом пакете хранить в холодильнике около двух недель. Вам не придется каждый раз заново готовить тесто, а сразу играть.